Статьи

Коррекция нарушений устной речи

Мы живем в мире, где на каждом шагу звучит устная речь. Практически повсеместно – дома, в саду и школе, на работе, на всевозможных встречах и собраниях – люди с помощью речи знакомятся, обмениваются информацией, высказывают друг другу свои мысли и чувства. И даже сегодняшний виток цивилизации, подаривший нам виртуальное общение посредством интернета, не заменит живого общения. Через живое участие в разговоре мы завязываем дружбу, становимся специалистами в выбранной профессии, выстраиваем близкие душевные отношения, растим детей и помогаем им становиться сильнее. С помощью устной речи мы сообщаем, кто мы такие, чего хотим и почему важно, чтобы нас услышали.

Для человека, не страдающего заиканием, говорение – это самая простая и естественная вещь. Чтобы озвучить мысль, ему достаточно открыть рот. Его мозг автоматически подбирает нужные слова, и они сами по себе изливаются наружу через органы речи. И практически сразу же, без каких-либо сознательных усилий, он слышит, как говорит. Он не задумывается о том, как взаимодействуют при этом клетки его мозга, нервы, мышцы и другие органы, делающие возможным его речь. Слова изливаются из него, подобно чистой воде горного ручья.

Подобное – просто недостижимая мечта, для страдающего заиканием или другим видом расстройства устной речи. Коррекция речи будет опираться на тип расстройства. Надо сказать, что не только у заикающихся людей случаются ситуации, когда буквально отнимается язык. К примеру, при ответе у доски, при разговоре с начальником, в конфликтной ситуации или при публичном выступлении. Бывает, человек не знает, что сказать, боится усугубить ситуацию или кого-нибудь обидеть. И он реально может молчать, не выдавив из себя ни одного слова! Однако даже в такой ситуации он не усомнится в своей способности говорить. Чтобы начать коррекционную работу с устной речью нужно точно знать природу происхождения симптома. Он может быть:

  • - органического происхождения, когда нарушены механизмы передачи импульса
  • - эмоционального происхождения, когда симптом очень похож, но проблем с повреждением процессов нервной деятельности не выявлено.

В любом случаи коррекцию речи начните с врача-психотерапевта. Он поможет определить природу симптома и выстроить правильную системную коррекционную работу. В некоторых случаях при расстройстве устной речи нужен невролог и логопед. Иногда необходимость участия каких-то специалистов малоэффективна и нужна лишь психоэмоциональная коррекция, без применения лекарственных средств и госпитализации. Коррекцией устной речи у детей занимается логопед, но всегда эффективность работы возрастает при одномоментном участии детского и семейного психотерапевта.

Коррекцией речи у взрослых будет заниматься прежде всего психотерапевт, но роль логопеда очень велика. Спорным остается вопрос привлечения психиатров и психоневрологов. Чаще всего это – осложненные формы расстройства устной речи на фоне органического поражения мозга.

Помните: правильно поставленный диагноз позволит не запутаться в дальнейших действиях по коррекции речи. Начните с консультации психотерапевта! Это позволит наметить точный дальнейший план, не потерять время и восстановить речь.


Возврат к списку