Статьи

Особенности речевого развития детей и определение возможных нарушений

Заикание представляет собой результат спазмов в органах артикуляционного аппарата, приводящих к нарушениям плавной речи. Причины и разновидности заикания весьма разнообразны, очень часто нарушения речи возникают на нервной почве под воздействием страха, эмоционального волнения. Довольно часто заикающемуся человеку наибольшие неприятности доставляет неспособность свободно произносить некоторые звуки, а также заикание на первом слоге произносимых слов.

Скорректировать заикание на букву п или б, а также заикание на согласные д, т, г, к можно путем выполнения специальных логопедических упражнений. Перечисленные согласные сложны в произношении, поскольку они образуются путем особой работы артикуляционного аппарата. Поток воздуха останавливается перед замкнутыми губами, а затем резко выходит через раскрытые губы. Для нормализации произношения этих согласных необходимо научиться правильному дыханию и артикуляции.

При выполнении упражнений нужно стараться соблюдать правила чтения и тщательно проговаривать каждый звук. Сначала сложные звуки и слоги следует произносить в медленном темпе, поскольку именно при медленном проговаривании человек может сосредоточить внимание на дыхании и положении языка и губ.

Выявить возможность появления заикания на согласные можно уже в раннем детском возрасте. Развитие речи происходит у каждого ребенка индивидуально, тем не менее, для каждого возрастного периода имеются определенные нормы, ориентируясь на которые можно своевременно определить, имеются ли какие-либо нарушения. Согласные звуки п, б, м, г и к малыши осваивают в возрасте 5-6 месяцев. Если в этот период у ребенка отсутствует или быстро затухает лепет, не появляется произношения первых слогов, это должно стать поводом обратиться за консультацией к логопеду.


Возврат к списку