Статьи

Логопедия: заикание

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранений средствами обучения и воспитания. Является разделом социальной педагогики. В России такое речевое нарушение как ЗАИКАНИЕ с давних пор корректировалось логопедической работой. Хотя во всем мире заикание внесено в классификаторы болезней и предполагает, прежде всего, участие врача в устранении данного вида патологии.

На каком этапе развития человеческих знаний совершена та роковая ошибка, в результате которой тысячи людей, страдающих различными дефектами речи, остались не вылеченными? На протяжении последних ста лет не вызывает сомнения, что заикание и другие нарушения речи координируются корой головного мозга. Прошло уже более двухсот лет со времени установления факта связи нарушений в речи с потенциалами ЦНС. Но в системе предпринимаемых мер при лечении заикания, педагогика так и лидирует.

Логопед — это педагог, а не врач. Приступать к выполнению упражнений желательно только после системного изучения физиологических проявлений симптома. Не идти «наощупь», а выстраивать систему комплексных мер, позволяющих добиться, не только уменьшения спазмов, но излечения от заикания в дальнейшем. Заметно изменилась возможность помощи заикающимся людям в последние пять лет: в России заметно выросло число логопедов с медицинским образованием, их уровень знаний и квалификация позволяют оптимистично смотреть на перспективы лечения заикания в нашей стране.

Занятия с логопедом при заикании грамотнее назвать коррекционной работой, а не лечением. Это — система педагогических воздействий, входящих в комплексную реабилитацию, назначенную врачом. Не стоит умалять значимость логопеда, от его уровня профессионализма, опыта, мягкости и контактности во многом, несомненно, будет зависеть результат в комплексном лечении заикания у взрослых. Без этих занятий не обойтись! Но последовательность и частоту повторений, узкую направленность и чередование с другими видами терапии определяет врач!

Логопедические занятия при заикании встраиваются в комплекс услуг. Часто логопедические занятия объемны и следует набраться терпения и усидчивости. Занятия строятся согласно диагнозу. И немаловажное значение будет иметь возраст заикающегося пациента. Занятия с логопедом при заикании у ребенка строятся в игровой форме, так как заикание им, как правило, не осознается. С возрастом заикающиеся люди больше осознают свою проблему и способны воспринимать более сложные логопедические занятия.


Возврат к списку